В марте 2000 года Татьяна Денисенко из Ташкента увидела в газете «Спид-инфо» объявление агентства «Старлайт модэлз» — детям предлагали принять участие в модельном конкурсе. Денисенко отправила в агентство фото пятилетней внучки Александры и вскоре получила известие о выходе во второй тур и предложение заплатить $50. Деньги были переведены, но агентство исчезло. 10 апреля 2001 года в квартире Денисенко раздался звонок — уже из московского агентства «Види Вичи».

Татьяна Денисенко: Менеджер Вита Быкова сообщила нам, что Александра приглашается на главную роль в фильм «Дракоша», съемки которого начнутся в конце мая. Для того чтобы ее утвердили на роль, нам предложили срочно, не позднее 15 апреля, прилететь в Москву, что мы и сделали. Нам сказали, что необходимым условием утверждения на роль является наличие портфолио, сделанного самим агентством «Види Вичи». Портфолио изготовили за $250 и сказали, чтобы мы возвращались в Ташкент, поскольку съемки переносятся на июнь. Уже из Ташкента я несколько раз звонила в «Види Вичи», но Вита там уже не работала. Другой менеджер — Вика Холодова сообщила, что можно приезжать. 1 июня мы всей семьей — трое взрослых и ребенок — прилетели в Москву. Но съемки постоянно переносились. Потом с нами перестали общаться, ссылаясь на то, что менеджеров нет на месте.

История эта интересна своим продолжением. В августе 2001 года Денисенко написала письмо на ОРТ. Журналистов письмо заинтересовало.

Ольга Копцева, корреспондент передачи «Независимое расследование», ОРТ: С весны 2001 года на дециметровых каналах и по радио шла реклама кастинга для фильма «Королева красоты». Кастинг по заказу продюсерского центра «Арктос» проводило агентство «Види Вичи», приглашались все желающие от четырех до 35 лет. Мне были известны факты, похожие на те, что изложила Денисенко: человек проходит кастинг, ему говорят, что он понравился режиссеру и что его точно берут в проект — нужно только заплатить за обучение актерскому мастерству и за портфолио. И никакого продолжения. Нам поручили провести расследование. Работали три недели, собрали много интересного материала. Но перед эфиром передачу сняли — без объяснения причин. Хотя к качеству программы претензий не было.
Фальшаки

В распоряжении «Денег» имеется несколько десятков свидетельств конкретных людей, которые считают себя потерпевшими (при необходимости такие факты можно собирать сотнями). Приводить их все смысла нет: истории похожи. Различны лишь потерянные суммы — от $250 до $2 тыс. (с учетом стоимости портфолио). Общим является одно: всем потерпевшим или их детям предлагались роли, съемка в рекламных и музыкальных роликах, участие в телепередачах, контракты с западными журналами, а потом — ничего.

В числе пострадавших оказалась и Анна Шаферан, дочь поэта-песенника Игоря Шаферана: Дочке Милаше предложили роль в «Королеве красоты». Я познакомилась с несколькими родителями, детям которых тоже обещали роли. Деньги заплатили, но роли никто не получил.

Надо сказать, что с самого начала автономная некоммерческая организация (АНО) «Элитная модельная студия "Види Вичи"» предоставляла клиентам ложную информацию. На заре своей деятельности в 2000 году агентство «Види Вичи» распространяло листовку, где было сказано, что оно организовано при содействии немецкого модельного агентства Schoenheit Model. Ни в платной базе данных Nexis (информация из более чем 30 тыс. источников), ни в Интернете компании с таким названием нам найти не удалось. Что вполне естественно: по-немецки так не пишут. Потом «Види Вичи» долго называло себя представительством американской McLauren, Lamberti & Garcia (в редакции есть красочный буклет этой «транснациональной компании», который раздавался клиентам «Види Вичи»). Мы навели справки — в США такой фирмы не существовало (помимо прочего, мы звонили по калифорнийскому телефону McLauren, Lamberti & Garcia, указанному в буклете; уже много лет по нему работает компания Ana Guarddog, занимающаяся дрессировкой собак).

Если есть время, советуем изучить форумы на emax.ru, moda.ru, gorkyfilm.ru. Такого массива сообщений людей, считающих себя обманутыми конкретной фирмой, в Интернете больше не встретишь. И «черным» пиаром объяснить это невозможно.

Владимир Русанов, редактор регионального отдела ИД «Коммерсантъ», потерпевшим себя не считает, поскольку денег не платил, но история его показательна: Прошлым летом я участвовал в кастинге на «Королеву красоты». Через три дня перезвонили, сказали, что режиссер лично отобрал меня на одну из главных ролей, но нужно заплатить $600. Обрабатывать клиента они умеют: «Это ваш шанс! Вы вернете деньги за месяц, ведь мы вас будем использовать еще и в съемках рекламы!» Я им сказал, что если они во мне заинтересованы, то пусть учат в счет моих грандиозных гонораров. Они сказали «нет», и мне все стало понятно.

Елена Корнейчук, генеральный директор FilmBox.ru (банк данных актеров и фотомоделей в Интернете): Практики взимания денег с людей, утвержденных на съемку режиссером, не существует. Если человек подходит на роль, его снимают; если нет, то не снимают. Иначе работают только мошенники.
Соучастники

Кастинг на фильм «Королева красоты, или Очень трудное детство» проходил с весны и до конца 2001 года. В итоге фильм был снят — 12 серий вместо 144 анонсированных.

Владимир Игнатьев, гендиректор кинокомпании FilmStudio.ru: В августе 2001 года к нам обратились руководители компании «Арктос» с просьбой помочь снять сериал, поскольку сроки горят, а они работу еще и не начинали. Нам предложили сценарий и команду из трех человек. Сценарий был очень плох, и мы сказали, что возьмемся за работу, но своей командой. Взяли за основу нового сценария произведения Ивана Охлобыстина, в сентябре — октябре на «Мосфильме» провели кастинг. Из тысячи детей, которых нам предложили в «Види Вичи», отобрали около 300. Снимали в декабре, монтировали в январе — феврале.

Если реальная работа над сериалом началась в августе, то непонятно, почему людям на кастинге сообщали, что режиссеру они понравились, и давали письменные гарантии, что их снимут в сериале после обучения в «Види Вичи». Задать этот вопрос руководителям центра «Арктос» мы не смогли. Юрий Пястолов, в прошлом пресс-секретарь центра «Арктос», сообщил нам, что такой организации больше не существует и контактных телефонов у него нет, поскольку он не знаком лично ни с одним учредителем «Арктоса». Любопытно, что одним из них является Ксения Рослова — гендиректор агентства «Старлайт модэлз».
Школа Натальи Крачковской выбивает из родителей тысячи долларов.

YTPO.ru, 07 февраля 2003

За последние два года только заводские многотиражки не написали про ее "Школу актерского мастерства". А по телевидению рекламу этого учебного заведения крутят регулярно. Зазывалы уговаривают родителей привести детей на кастинг. Затем менеджеры звонят всем, кто приходил, и, рассказывая про таланты чада, предлагают заплатить за учебу и портфолио. Из интервью с менеджером школы Крачковской – Леной, "Комсомольской правде" стало известно, что всего в этом заведении четыре отдела, в каждом примерно 10 человек. Отделы соревнуются, кто больше денег соберет. Если родители категорически отказываются платить, их координаты откладывают в специальные мешки и достают оттуда года через полтора. Спустя это время менеджер должен позвонить и сказать, что их ребенка выбрал конкретный режиссер для съемок в кино или рекламе, но им надо пройти ускоренный месячный курс всего за $350. А свежеприбывшим раздают листочки с текстами, которые называются "говорилки". Если ребенок на кастинге что-то говорил или пел – его данные начинают превозносить, если молчал – говорят, что у него огромный потенциал. Дальше предлагают год поучиться в школе за $1300. Тем родителям, кто заплатил деньги, обещают, что их детей будет учить лично Наталья Крачковская, только видят они ее за весь год несколько раз, к концу обучения. "Я не могу так обманывать, – поделилась с журналистами менеджер Лена. – У меня руки дрожали, когда я все эти тексты родителям говорила, а они залезали в долги". Наталья Крачковкая прокомментировала ситуацию так: "Эта девушка специально устроилась к нам на работу, чтобы потом нас облить грязью". А на вопрос журналиста, сколько учеников снялись в рекламе, она ответила, что не знает, и посоветовала звонить в саму школу.

В декабре 2001 года в Москве создается АНО «Школа актерского мастерства Натальи Крачковской», которая сегодня активно рекламируется на каналах Ren-TV, СТС, «Дарьял-ТВ» и ТВ-3. С этого момента предложения поучиться актерскому мастерству в этой школе поступили практически всем, кто уже имел дело с «Види Вичи». А многим регулярно с удивительной назойливостью поступают звонки из «Гамма миллениум» и «Вива.ру» (эта компания упоминалась в рекламе школы Крачковской как соучастник проекта). Суть предложений: вы заинтересовали западный журнал (чаще прочих называют итальянский «Катанини» и немецкий каталог «Отто»). Для того чтобы сниматься, вы должны сделать портфолио в «Види Вичи». Если портфолио от «Види Вичи» есть, то «необходимо перенести его на CD; это стоит $300». Ирина К. (имена, фамилии и телефоны всех лиц, общавшихся с нами и пожелавших сохранить инкогнито, имеются в редакции): Из «Гаммы миллениум» позвонили в феврале, сказали, что мой ребенок утвержден для съемок в «Катанини», нужно срочно сделать портфолио, так как съемки назначены на март. Мы заплатили за портфолио $800. Съемок так и не было.

Елена В.: 18 июня позвонили из «Вива.ру», о котором я ничего не слышала, сообщили, что я прошла отбор ни фестиваль сценических искусств в Калифорнии, пригласили к себе. Когда я туда приехала, то узнала, что попала в школу Крачковской. Там. же, кстати, находился и «Храм судьбы» — его внутренний телефон совпадал со школьным. Мне сказали, что я должна оплатить портфолио — $300 и CD, на который все это запишут, — еще $300. Я спросила, как они на меня вышли. Ответили, что «вы же оставляли данные в "Золотом подиуме"» (одно из модельных агентств. — «Деньги»). А это было год назад. Посмотрела договор — там почему-то была печать «Види Вичи». Я отказалась. Через неделю позвонили уже из самого «Види Вичи», предложили съемки в фильме «Подиум»: «Ваш ребенок утвержден на одну из ролей, только нужно его обучить за $1,2 тыс.». Мои данные, как мне сказали, они взяли в базе данных «Старлайт модэлз», куда я действительно два года назад посылала заявку.

Что касается школы Крачковской, то по стилю работы менеджеров она очень напоминает «Види Вичи». Прежде всего, договор никогда не выдается на руки. Изучить его можно только в школе, причем спокойно это сделать не удастся: менеджер непрерывно находится рядом и рассказывает о радужных перспективах претендента.

Анна Ч.: За время обучения в школе ни мне, ни согруппникам не предложили ни одного проекта, а это было обещано. Да и качество обучения заставляло желать лучшего. Преподаватель уделял внимание лишь нескольким лицам в группе — в основном девушкам, у которых что-то получалось. Фототренинг вообще не проводился.

Отметим, обещания были не только устными. В нашем распоряжении имеется «Учебный план по курсу» за подписью гендиректора Владимира Смородина, где написано: «После получения свидетельства (об окончании школы. — «Деньги») — практикум на съемочной площадке и участие в съемках».

Анна Ч.: Уже в процессе обучения я поняла, что школа Крачковской и агентство «Види Вичи» как-то связаны друг с другом. По крайней мере, по адресу улица 2-я Машиностроения, дом 17а, строение 1, где я училась, их офисы находились напротив.

Юрий Пястолов, PR-директор школы Крачковской (с самой Крачковской нам пообщаться не удалось, так как она уехала на отдых): Никакого отношения к «Види Вичи» мы не имеем, общей базы данных с кем-либо у нас нет.

Пусть так. Однако, позвонив по телефону 787-47-87, указанному в рекламе школы Крачковской, можно поговорить с людьми из «Види Вичи», а по телефону «Види Вичи» 787-60-80 можно запросто пообщаться с представителями школы. Но допустим, что речь идет об одной операторской компании, обслуживающей эти организации.
Личный контакт

Прежде чем отправиться в «Види Вичи», мы попытались получить информацию по коллективному заявлению в 1-й МРОБЭП ЦАО Москвы, которое касалось агентства. Пообщались по телефону с Валерием Дроздовым — следователем, который рассматривал это заявление.

Когда мы прибыли в «Види Вичи», там о звонке следователю Дроздову уже было известно (может быть, потому, что агентство и управление ГУВД ЦАО находятся в двух шагах друг от друга). Разговор с замгендиректора «Види Вичи» Екатериной Казаковой и директором по кастингу Екатериной Ермаковой длился полтора часа. Приводим его в кратком изложении.

— В чем причины многочисленных претензий к работе вашего агентства?

— Во-первых, люди склонны слышать то, что хотят услышать. Наш договор никаких гарантий по дальнейшему трудоустройству не содержит. Во-вторых, мы допускаем, что некоторые наши менеджеры превышали полномочия. Проконтролировать это очень сложно. Но если мы об это узнаем, то тут же их увольняем.

— Как вы связаны с компаниями Schoenheit Model и McLauren, Lamberti & Garcia?

— Интересы этих компаний мы не представляем и ничего не знаем об их деятельности. Возможно, с ними контактировал бывший директор Юрий Ирогбеначи. С весны 2001 года в «Види Вичи» новый менеджмент и директор — Сергей Батов.

— Есть ли у вас отделения в других городах?

— В Санкт-Петербурге существует АНО «ЭМС "Види Вичи"», но она работает самостоятельно. Все остальные компании, работающие под нашей маркой, являются самозванцами.

— Имеете ли вы какое-то отношение к школе Крачковской, агентствам «Гамма миллениум» и «Вива.ру»?

— К школе Крачковской — нет. «Гамма миллениум» является дружественной нам фирмой, которая ищет нам клиентов. Кастинговое агентство «Вива.ру» сотрудничает с нами по продвижению наших моделей.

— Как тогда объяснить то, что на сайтах «Види Вичи» и школы Крачковской перечислены одни и те же преподаватели по актерскому мастерству — восемь человек?

— Да? Наверное, мы долго сайт не обновляли. От преподавания актерского мастерства как отдельной дисциплины мы уже отказались, тем более что появилась специализированная школа Крачковской. Сегодня эти педагоги у нас уже не работают.

— А кастинги на фильмы вы по-прежнему проводите?

— Практически нет. Заказы поступают, но нам это не очень интересно. Нам хватает модельной школы.
Оперативная разработка

По заданию редакции корреспондент «Денег» Елена Андрианова отправилась устраиваться на учебу в модельное агентство "Види Вичи» под видом девушки мечтающей о подиуме

Я позвонила в «Види Вичи по номеру из телерекламы и меня пригласили на первичный кастинг. Молодой человек попросил меня рассказать о себе а также принять несколько поз перед видеокамерой огонек на которой почему то не горел. Через неделю раздался телефонный звонок:

  — Поздравляем вас! Вы успешно прошли кастинг у вас 60-70% перспективности Меня зовут Майя я буду вашим менеджером. Вы знаете чем занимается наше элитное агентство? Баннеры с лицами видели? По всей Москве висят. Это все наши модели. Они снимаются в 60% рекламы на телевидении. Наши заказчики — журналы GQ, Cosmopolitan. Наши модели работают и за границей — в Америке, Англии. Я уже веду переговоры с заказчиками которым вы очень понравились. Но их смущает что вы ничего не умеете. Поэтому прежде чем работать надо пройти обучение. Вас будут полгода учить дефиле, актерскому мастерству, пластике, макияжу. Если в группе, то за $1200. Через две недели уже будете работать — $300 в день, так что все быстро окупите.

Через 40 минут ликующий голос прокричал в трубку

— Ну, и как, ты думаешь, прошли переговоры?! Тебя отобрали в числе всего семи человек на съемки «Подиума» (потом выяснилось, что этого фильма не существует.— «Деньги»)! Это сериал про начинающих моделей. Заказчики из «Фильм-подиума, (такой компании тоже нет.— «Деньги») тебя ждут. Приезжай срочно с деньгами!

В агентство я приехала с мужем. Майя протянула мне бланки договоров — с «Види Вичи».

— А как же «Подиум»? Вы говорили, что будут заказчики!

— Они сейчас заняты. Подойдут позже, когда ты все подпишешь.

Увидев, что подписывать бумаги я не тороплюсь, Майя вышла и вернулась с еще одной девушкой.

— Это наш заказчик из «Фильм-подиума». «Заказчик» посмотрела на меня оценивающе:

— Пройдите от двери до стола. Теперь представьте, что там стоит камера, сделайте несколько поз. Достаточно. Стихотворение знаете какое-нибудь наизусть? Хватит. Подходите, но надо подучиться, особое внимание уделить дефиле и актерскому мастерству.

Когда она нас покинула, в разговор вступил мой муж:

— Где у вас в договоре прописано, что Елена будет работать, как вы обещаете?

— Вы представляете, если бы мы указывали всех заказчиков и все гонорары в договоре, как бы он разросся? — сказала Майя и вышла. Но и десяти секунд не прошло, как она стояла на пороге с очередной девушкой.

— Вы понимаете, что «Фильм-подиум» хочет заключить с вами контракт, но без договора с «Види Ви-чи» это невозможно? Вы вообще знаете, где сидите? Ваш менеджер будет наказан за то, что недоинформировал вас. «Види Вичи» — это международное элитное агентство! Международное! — подняла она палец.

— А как быстро я смогу отработать свои деньги?

— За полтора-два месяца все деньги вернутся, и начнешь работать в прибыль. Пойми, когда ты будешь зарабатывать в нормальных журналах по $1000 в день, то поймешь, что 1200 — это просто пустяки!

— Можно нам договоры домой забрать и подумать?

— Договоров мы не даем. А подумать — только пять минут и здесь. Тебе вообще хочется стать моделью? Что-то я не вижу!

— Да не хочет она стать моделью! — не выдержал муж.— В общем, денег я не дам.

— Ну, если так, разговор окончен! И девушки, забрав с собой все свои договоры, быстренько ушли.

В рамках эксперимента я обошла девять профильных заведений и, кроме «Види Вичи», душок аферы почувствовала только в Школе актерского мастерства Натальи Крачковской. Обрабатывали меня там по идентичной технологии. Правда, сериал «Театральная академия», роль в котором мне пообещали, существовал, но был уже отснят.

На следующий день сотрудница «Денег» отправилась в «Види Вичи» и прошла кастинг. Ей посулили съемки в сериале «Подиум», который продюсирует компания «Подиум-фильм» (см. вынос).

Потом мы позвонили в агентство, рассказали о нашем эксперименте и попросили дать максимально полную информацию о «Подиуме». С нами разговаривала госпожа Ермакова.

— Как звали менеджера?

— Майя.

— Понятно. Вы знаете, «Подиум-фильма» давно не существует, и кастинг на «Подиум» мы не проводим.

— Но о нем говорила Майя...

— Она больше здесь не работает. Уже две недели. Ну, может полторы.

— Почему?

— Именно поэтому.

Сколько еще сериалов и фильмов фигурировало в обещаниях менеджеров «Види Вичи», подсчитать невозможно. В распоряжении редакции имеется справка за подписью гендиректора «Види Вичи» Сергея Батова, выданная Антону Быкову 20 апреля 2001 года, в которой сообщается, что «он прошел видеопробы и приглашается на съемки детского телесериала "Искатели"». Екатерина Ермакова, сообщила нам, что «Види Вичи» действительно проводило кастинг на этот фильм для Международного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества Ролана Быкова. Там нас отослали в Центр телевизионного искусства. Олег Бабицкий, гендиректор центра: Да, мы снимала этот сериал, и я хорошо помню скандал в этой связи. В августе прошлого года на канале «Культура» после выхода «Искателей» стали раздаваться звонки. Звонившие говорили, что в компании «Види Вичи» они проходили кастинг на этот фильм и им были обещаны роли в этом сериале, причем условием получения роли была выплата каких-то там денег. Но кастинг на этот сериал мы проводили сами и никого нам помогать не просили, Я позвонил в «Види Вичи», но мне сказали, что ничего никому не обещали.
Неувязочки

Несмотря на эти проколы, мы охотно верим, что все вышеперечисленные компании работают честно. Но некоторые нестыковки между их заявлениями и фактами, нами установленными, налицо.

Например, история с итальянским журналом «Катанини», контракты с которым предлагала клиентам «Види Вичи» и школы Крачковской компания «Гамма миллениум». Для начала информируем, что в самой Италии о журнале «Катанини» ничего не знают, в Nexis его тоже нет. Светлана Шикина, старший менеджер «Гаммы мил-лениум», сообщила нам, что ее компания работает как посредник и установить, от кого именно поступал заказ на поиск моделей для «Катанини», уже невозможно: Заказ письменно не оформляется, а опрошенные мною менеджеры такого заказа не помнят. Правдоподобная версия — если забыть, что одним из менеджеров, которые общались с Ириной К. по поводу «Катанини», была сама Светлана Шикина. О взаимоотношениях со школой Крачковской она сообщила, что сотрудничает с ней эпизодически. Однако взамен $800, которые Ирина К. заплатила прямо в агентстве за портфолио для «Катанини», ей выдали приходный ордер от школы Крачковской.

Или взять случаи с самозваными «Види Вичи» и McLauren, Lamberti & Garcia, которые работают по всему СНГ. Известно о существовании таких агентств в разное время в Киеве, Днепропетровске, Уфе, Тольятти, Новосибирске, Харькове, Донецке. Косвенных фактов, говорящих о том, что руководители «Види Вичи» были с нами не вполне откровенны, хватает.

Виктор Зырянов, руководитель Новосибирского ТУ МАП России: В прошлом году мы занимались делом «Види Вичи» в Новосибирске — по поводу отсутствия лицензии на заявленный вид деятельности. К нам из Москвы даже прилетал генерал-майор милиции в отставке. Имени и фамилии не помню уже, но в прошлом он, похоже, занимал высокий пост. Генерал сообщил, что представляет интересы московского «Види Вичи». О том, чтобы я его принял, ходатайствовал известный в городе в прошлом сотрудник КГБ.

Дмитрий Дегодюк, директор модельного агентства SHS-Promotion (Новосибирск): В офисе «Види Вичи» в Новосибирске работали одни москвичи. Да и офис в 400 метров — весь этаж, сплошная кожа — в нашем городе редко встретишь.

То, что «Види Вичи» не имеет к школе Крачковской никакого отношения, тоже вызывает сомнения. В регистрационной базе данных (РБД) гендиректором школы обозначена Екатерина Ермакова. Она же известна как директор кастинговой службы «Види Вичи» (и была им и в 2001 году, когда открылась школа Крачковской). Сама Ермакова факт своего руководства этим заведением отрицает, что странно — здесь нет никакого криминала. Да и Юрий Пястолов сообщил, что Ермакова работала у них в конце 2001 года.

Весьма любопытно было сравнить бланки договоров «Види Вичи» и школы Крачковской. Они идентичны. Пункт, обязывающий Заказчика в случае расторжения договора в процессе обучения оплатить «расходы, фактически понесенные Исполнителем, плюс 50% от договора», в других подобных документах встретить невозможно. По заключению Марины Нежельской, юриста Общества защиты прав потребителей образовательных услуг, такое условие противоречит действующему законодательству.

О самых любопытных совпадениях чуть позже, а сначала поясним, откуда взялись $10 млн, упомянутые в начале статьи.
Инсайдерские сведения

В агентстве «Види Вичи» нам сообщили, что за 2001 год оно обучило 1177 человек. Исходя из стоимости подготовки (примерная «вилка» — $250-2000) умножим 1177 хотя бы, чтобы не ошибиться, на $500. Получим $588 тыс. — сумма с учетом объемов рекламы «Види Вичи» незначительная.

Но можно считать по-другому. Во время рекламы кастинга «Королевы красоты» с весны по декабрь 2001 года в офисы «Види Вичи» приходило, по некоторым оценкам (тех, кто стоял в очередях), до 800 человек в день. Другие говорили, что 400. От этого количества и будем отталкиваться. В среднем, как нам сообщили бывшие работники «Види Вичи», деньги удавалось получить не менее чем с 20% клиентов. Если исходить из $500, то получим почти $10 млн только с одной «Королевы».

Егор Зайцев, гендиректор ООО «Московский дом моды Вячеслава Зайцева»: В конце 2001 года к нам обратились руководители крупной финансовой структуры: «Мы дадим вам денег, а вы займетесь тем же, что и „Види Вичи"». Они приводили потрясающие цифры: ежемесячный доход — $1,5 млн, чистая прибыль — $700 тыс. Мы отказались — имя дороже. У «Види Вичи» сложилась нехорошая репутация. Думаю, что и школу Крачковской они открыли, чтобы было легче вести дела. Судя по всему, «Види Вичи» имеет очень мощное прикрытие. Просто так зарабатывать такие деньги в Москве никому не позволят.

Дадим слово трем бывшим работникам «Види Вичи».

Лена П., Санкт-Петербург: В 2001 году я искала работу и нашла объявление — требуется менеджер, зарплата $300—400. Так я попала в «Види Вичи». Мне объяснили, что работать придется на проект «Королева красоты». Выдали два листочка — что надо говорить о сериале. Для начала дали «отказников». Требовалось любыми способами убедить такого человека заплатить. Делались фотопробы якобы для отправки в Америку на утверждение. На самом деле ничто никуда не отправлялось. Я должна была выудить $650 за обучение и $400 за портфолио.

Настя А.: Мне было 16, когда я поступила в «Види Вичи». Еще раньше я закончила модельные курсы. Преподаватель Тина заметила, что в дефиле я себя неплохо чувствую, и стала мне передавать некоторые свои группы. Мне платили по 500 рублей за занятие. Я сдружилась с девочкой-менеджером, она мне много чего рассказывала. Например, моделям объявляют, что приехали заказчики, представляющие западные журналы, а на самом деле на кастинге сидят обычные сотрудники. Все менеджеры работали под псевдонимами в комнатах под кодовыми замками. После того как человек заплатил, найти менеджера, с которым он имел дело, было невозможно. Отвечали, что уехал или уволен.

Анджела Ч., администратор передачи «Кремль 9» на ОРТ: В марте 2002 года я попала в «Види Вичи». Я работала оператором на телефоне в двух офисах: Бродников переулок, дом 2, корпус 4 и Мясницкая, 26. Я хорошо помню телефоны: 785-04-15 и 787-24-68. У меня сохранился пропуск на Мясницкую, там почему-то было указано ООО «Крондол». Я должна была убедить человека приехать независимо от его внешних данных. Потом он попадал в руки менеджеров, которым, по моим оценкам, удавалось охмурить каждого пятого. Операторы обслуживали не только «Види Вичи» и школу Крачковской, но и отвечали на звонки по рекламе телемагазинов. Я помню названия «Храм судьбы», «Электролиполиз», «Боди шейпер», «Минус 1», «Алко-стоп», ну и прочие средства, которые рекламируют известные актеры, хотя сами ими никогда не пользовались. Несколько раз мне приносили для обзвона базу развлекательного комплекса для детей «Стар гэлакси». Система такая: в телерекламе сообщается о бесплатной доставке билетов, а заказчика вносят в базу данных, которую потом используют для привлечения клиентов в «Види Вичи» или школу Крачковской.

На форуме сайта gorkyfilm.ru некий Александр (hram_sudbi@euro.ru) в своем сообщении писал, что в Санкт-Петербурге «под крышей школы Крачковской находится „Храм судьбы"», предлагающий «магические» услуги, которые активно рекламировались через телемагазины.

Надо сказать, что Виктор Зырянов рассказывал нам, что параллельно с «Види Вичи» его управление занималось компаниями «Люксен» и «Синклер», которые продавали через телемагазины собачьи пояса, биодобавку «Вега+ » и проч. В МАП интересы всех трех представлял некий Евгений Комашко.

В общем, мы решили заняться телемагазинами.
Центр управления

Для начала журналист «Денег» наугад позвонил по телефону 787-40-63 — контактному номеру «Стар гэлакси».

— Добрый день. Это «Стар гэлакси»?

—Да.

— Я вообще-то по поводу кастинга для моделей...

— Это тоже к нам.

— А школа актерского мастерства?

Оператора Татьяну Евгеньевну никто за язык не тянул — она сама рассказала о некоем холдинге, куда входят «Види Вичи», школа Крачковской и телемагазины.

Тогда журналист наудачу попросил к телефону Андрея Морозова, который фигурировал в РБД как учредитель «Види Вичи», и попал в точку — Морозов подошел.

— Добрый день. Я из «Денег», пишу про модельный бизнес. Я знаю, что вы учредитель «Види Вичи», и хотел бы задать несколько вопросов.

— Высылайте факс.

На факс господин Морозов не ответил. Пришлось на некоторое время окунуться в мир баз данных. И тут ООО «Крондол», уже упоминавшееся Анджелой Ч., всплыло во второй раз. Именно на него были зарегистрированы телефоны 787-59-60 (контактный номер «Види Вичи») и 787-40-63 («Стар гэлакси»). У второго была приписка: «Контакт — гендиректор Будруев Н. Ф., 785-04-15». В РБД господин Будруев до сих пор проходит как руководитель и один из учредителей ЧОП «Центурион-М».

Еще раз пройдясь по указанным номерам, мы выяснили, что все они замкнуты на общий телефонный центр. Операторы долго не желали говорить, кому он принадлежит, но потом все-таки сообщили название фирмы — «Телевизионная реклама» (в РБД оно отсутствовало). Что касается «Крондола», то, по их словам, они просто принимали для него звонки и, как связаться с его руководителем, не знают.

Телефон 787-47-78 из рекламы школы Крачковской оказался действительно зарегистрированным на нее. Но, как выяснилось, и этот номер был «прописан» там же, где и предыдущие.

Последний сюрприз нас ждал, когда мы по справочной МГТС запросили телефон «Крондола». Нам назвали номер 737-93-83. По нему мы ранее связывались с PR-директором школы Крачковской Юрием Пястоловым (прилагался адрес: Балакиревский переулок, 19).

То, что речь действительно идет о некоем операторском центре, подтвердил сам господин Пястолов, когда узнал о наших «телефонных» открытиях: ООО «Крондол» — одна из крупнейших в Москве операторских компаний по приему телефонных заявок. Принимает звонки по рекламе своих клиентов. Нашу школу она тоже обслуживает. А еще агентство «Види Вичи», телемаркетинговые компании, медицинские центры... Гендиректор «Крондола» — Будруев Николай Федорович. А телефон 737-93-83 вовсе не мой, а местного секретариата, который обслуживает десятки, если не сотни телефонных номеров без прямого выхода в город. В Балакиревском находится бизнес-центр, где расположены десятки компаний, среди них и наш скромный офис, в котором находятся артистический отдел школы и я, PR-директор.

Мы это проверили. Администратор бизнес-центра Наталья Шаманина заявила нам, что ничего не знает об арендаторе Школа актерского мастерства Натальи Крачковской. Конечно, могла иметь место субаренда, тем более что по телефону 737-93-83 нам сказали, что артистический отдел школы действительно находится в здании бизнес-центра. Администратор Шаманина также сообщила, что это номер секретариата ООО «Крондол».
В подсобке телемагазина

Информация, предоставленная Юрием Пястоловым, вызывала сомнения, и вот почему.

Во-первых, о «Крондоле» как об одной из крупнейших в Москве операторских компаний по приему телефонных заявок не знают, например, в «МТУ-Интел» (мощная структура, оказывающая услуги операторского центра). Ее, правда, знают в «Совинтеле», но лишь как клиента. Получается, что «Крондол» — операторская компания для своих. О причинах такой закрытости можно только догадываться. Сергей Пузыревский, замначальника управления по контролю за рекламной деятельностью МАЛ России: МАП завален обращениями граждан, купивших некачественные товары через телемагазины. Ведь сегодня, приобретя такой товар, покупатель не может найти продавца. В рекламе указаны телефоны операторов, от которых ничего не добьешься. (О некоторых приемах "работы" телемагазинов см. "Телемагазин")

Во-вторых, когда в «операторскую компанию» «Крондол» позвонил другой корреспондент «Денег» — на этот раз с вопросами о телемагазинах, то с ним как специалист в этой области почему-то разговаривал тот же учредитель «Види Вичи» Андрей Морозов. Он даже сообщил, что возглавляет фирму под названием «Телемагазин» (такого названия в РБД тоже нет).

Гендиректор «Крондола» Николай Будруев ситуацию не прояснил, сказал лишь, что компания в середине 2000 года сменила владельцев и теперь действительно оказывает услуги call-центра — принимает информацию от потенциальных покупателей и передает ее фирмам-заказчикам (на прочие вопросы он не ответил, сочтя их некорректными).

Однако РБД по-прежнему определяет деятельность «Крондола» как торговую. На кадровом сайте dmjob.ru сейчас висит резюме бывшего сотрудника ООО «Крондол», который в 2001 году, то есть через год после смены собственника, занимался в нем «созданием представительств в регионах, а также рекламой и реализацией товаров». В ряде кадровых агентств до сих пор находится заявка соискателя Натальи Сальниковой (датирована февралем 2001 года), в которой указано: «психолог-консультант, ООО "Крондол" (медицинский, лечебный и информационный центр), продажа элитных медицинских средств». Справочная МТГС тоже характеризует «Крондол» как фирму, оказывающую медицинские и косметологические услуги.

Еще один многозначительный момент — «Крондол» продолжает контактировать с фирмами, с которыми сотрудничал до смены собственника. Учредителем ООО «Крондол» на момент регистрации в январе 2000 года числился Александр Афанасьев (с мая 2000-го — Андрей Орехов). Он же являлся единственным учредителем ООО «Фристина» (с мая 2000-го — Роман Калашников). В мае 2000 года открылась фирма «Фактура-А», имевшая общий с «Фристиной» регистрационный телефонный номер 956-79-84. Сегодня «Фристина» и «Фактура-А» примечательны тем, что номера 787-24-69 и 785-04-15 (контактный телефон Будруева), которые они указывают в телемагазинах — «Фристина» предлагает озонотерапию, «Фактура-А» — диету «Минус 1», — обслуживает операторский центр «Крондола».

Кроме того, по регистрационным телефонным номерам компаний, с которыми работает «Крондол», можно понять, что регистрацией компаний занимались одни и те же люди. Например, с мая 2000 года регистрационным телефоном «Фристины» стал 241-76-39. Он же является регистрационным для «Види Вичи». И все бы ничего, да только номер 241-76-39 уже четыре года принадлежит АО «Ремонт. Строительство. Услуги». Указывать неверные телефоны при регистрации законом тогда не возбранялось, однако факт налицо: один и тот же неверный номер зафиксирован при регистрации двух компаний.

Вообще, с регистрационными телефонными номерами всех упомянутых организаций просто беда — ни один из них не является настоящим. По телефону ООО «Крондол» 241-68-22 уже пять лет отвечает ЖЭК, а регистрационным номером «МТК Ирбис» (учреждена «Арктосом» и, в свою очередь, учредила «Старлайт модэлз») 924-50-32 пользуются в квартире, где ни об одной из этих компаний никогда не слышали.

Возможно, ситуацию мог бы прояснить бывший руководитель «Види Вичи» Юрий Ирогбеначи, чей контактный телефон 956-79-84, найденный нами на форуме сайта moda.ru, совпадает с регистрационным телефонным номером «Фристины» и «Фактуры-А». Однако в «Види Вичи» нынешний контактный телефон господина Ирогбеначи назвать не смогли, а на номере 956-79-84 уже пять месяцев сидит фирма, торгующая «канцелярией».

Ну и еще несколько совпадений. В базе данных телефон 787-40-63 («Крондол») дополнен адресом доставки: улица Б. Полянка, 24/2. Там находится компания «Гамма миллениум». В свою очередь, номер 933-28-44, равно как и адрес Страстной бульвар, 4/3, стр. 3, которые база приписывает «Гамме миллениум», фактически принадлежат «Види Вичи». А к контактному телефону «Гаммы миллениум» 721-16-50 приписан адрес доставки 3-я улица Ямского поля, 3/5, где располагается школа Крачковской (недавно оттуда же съехал «Храм судьбы»).

Возможно, все это действительно совпадения. Однако опрошенные нами эксперты такой возможности не допускают. Вадим Львовский, председатель совета директоров продюсерской компании «Юникс» (при ней работает детская школа искусств «Утренняя звезда» Юрия Николаева): Я знаю, что у «Види Вичи» и школы Крачковской один и тот же владелец — бывший одессит, ныне имеющий американское гражданство. Имени называть не буду, все равно в регистрационных документах его нет — он работает через подставных лиц. Он же стоит и за рядом телемагазинов и клиник, которые через них рекламируются. Речь идет об огромном концерне.

Эти сведения хорошо соотносятся с фактурой, добытой журналистами питерской газеты «Ваш тайный советник». Они взяли интервью у Шаима Хасанова — в прошлом оператора компании «Нерта», которая, как и «Крондол», обслуживала телемагазины, но в Санкт-Петербурге. Господин Хасанов утверждал, что всю рекламу товаров, продававшихся через телемагазины, оплачивала некая московская фирма.
Выхода нет
Комментарий юриста
Замкнутый круг

Прокуратура, сталкиваясь с мошенничеством, практически всегда отказывает в возбуждении дела, ссылаясь на то, что трудно доказать умысел — в данном случае то, что люди, которые давали пустые обещания, заведомо знали, что обещания не будут выполнены. Но для того чтобы помочь потерпевшим, не обязателен обвинительный приговор. Если дело дойдет до суда и факт устных обещаний и их невыполнения будет доказан (с учетом такого количества потерпевших и свидетелей это несложно), потерпевшие могут использовать даже оправдательный приговор в качестве доказательства причиненных им убытков по гражданскому иску. По закону руководитель и иные лица, действующие от имени организации, несут субсидиарную ответственность за причиненные юрлицом убытки. Это значит, что у судебного преследования организаторов мошенничества все же есть определенные перспективы, хотя это очень долгий и непростой путь. И начинаться он должен со следственных действий в рамках уголовного дела.

Но здесь другая проблема. Для расследования подобных дел требуются следователи высокой квалификации, а их в России катастрофически не хватает. Лучшие следователи расследуют убийства и другие тяжкие преступления. До мошенничества, даже столь масштабного, у них руки не доходят — до тех пор пока не появляется политическая воля. Обычный для России следователь с организаторами модельного бизнеса не справится (или не захочет справиться), учитывая трудоемкость любого расследования по факту мошенничества. Надо отдать должное этим людям — они со всех сторон прикрыты. Клиенты попали в замкнутый круг. Есть письменный договор, в котором устные обещания не зафиксированы. Признать обман может только уголовный суд в рамках обвинительного приговора. А уголовного дела нет благодаря «своим» людям в правоохранительных органах. Возможно, поэтому следователи «не видят» в их действиях состава преступления.

Максим Черниговский, юрист ИД "Комерсантъ"

Лейтмотивом при общении с руководителями модельных агентств было: «Вы не знаете, с кем связались». Руководитель агентства, пожелавшая остаться неназванной: У меня есть информация по поводу всей ситуации, но вам я ничего не скажу — смысла нет. Все равно ничего не изменить, у них все схвачено на всех уровнях.

Такое же впечатление сложилось и у нас, когда мы узнали про попытки подать в суд на «Види Вичи». Их было много. Но вот дело на «Види Вичи» ни разу не заводилось. Более того, порой и заявление подать невозможно.

Татьяна Денисенко: Вот уже год я безуспешно хожу по судам. В Тверском суде, куда я сначала обратилась (один из офисов «Види Вичи» находится на Страстном бульваре), меня перенаправили в Савеловский суд, в ведении которого, как мне сообщили, находится регистрационный адрес «Види Вичи»: 2-й Рощинский проезд, 8. В Савеловском меня отправили в Гагаринский суд. Там заявили, что этот адрес относится к Симоновскому суду, а оттуда меня отослали обратно в Тверской. Там сказали, что дом 4 не подпадает под их юрисдикцию — при том, что дома 3 и 5 подпадают. В УВД ЦАО мне сообщили, что дом 4 — это все-таки территория Тверского суда. Ту же информацию я получила и в прокуратуре ЦАО. В итоге я подала заявление в прокуратуру Москвы, которая направила меня обратно в Симоновский суд. Заявление так никто и не принял. И таких, как я, много.

Некоторым повезло больше. Татьяна Романова, Галина Жданова и Марина Дьяконова в августе 2001-го подали заявление в 1-й МРОБЭП УВД ЦАО Москвы.

Никакой реакции не последовало, и 6 января 2002 года истцы подали жалобу в прокуратуру ЦАО, где им сообщили, что «проверка Ваших заявлений завершена, собранные материалы проверки (6 томов) 5.12.2001 направлены в следственное управление при УВД ЦАО для решения вопроса о возбуждении уголовного дела». В феврале Татьяна Романова наконец дозвонилась до уже упоминавшегося следователя Дроздова. Татьяна Романова: Дроздов мне сказал: «А если вам вернут деньги, вы все это прекратите?» Я согласилась. Деньги нам всем вернули — в обмен на отказ от претензий.

Мы запросили УБЭП Москвы, заводилось ли вообще уголовное дело, но ответа так и не дождались. Зато журналисты ОРТ предоставили нам ответ на их запрос, датированный сентябрем 2001 года. В нем следователь Дроздов сообщает, что изучил ситуацию и оснований для возбуждения дела не нашел. Изучал он ее так. Отправился на Страстной, 4 и, ознакомившись с бумажной стороной деятельности «Види Вичи» (с лицензией, дипломами преподавателей, договором «Види Вичи» и «Арктоса»), отметил, что деньги взимаются «на основании прейскуранта». И все. То есть фактически не было предпринято ничего, чтобы выяснить истину. Здесь возникает вопрос, зачем «Види Вичи» в феврале через следователя предложило вернуть истцам деньги, несмотря на то что дело так и не было возбуждено. Как бы то ни было, с учетом масштабов этого бизнеса бездействие правоохранительных органов выглядит вызывающе (см. комментарий юриста).

По поводу ситуации с «Види Вичи» уже было множество публикаций в прессе; в сентябре на ТВЦ вышла передача «Слушается дело» на эту тему — результата никакого. Ответ на вопрос «почему?» неожиданно подсказали в самом «Види Вичи». Их директор Сергей Батов в прошлом работал в системе МВД, связи остались, соответственно, перспективы судебный путь не имеет никакой.

Последний разговор с «Види Вичи» оказался достаточно любопытным.

— Все публикации, которые нацелены против нас, были заказными. Вас тоже используют, чтобы нам навредить.

— Кто?

— Ну эта, Романова.

— Пенсионерка Романова? Вы действительно верите, что она могла что-то заказать?

— Не сама, за ней стоит человек с двойной фамилией.

— Кто?

— Не помню. И вообще, почему столько шума из-за «Види Вичи»? Вы разве не знаете, что все модельные агентства промышляют тем, что поставляют девочек клиентам? Мы этого не делаем, поэтому нас не любят. Мы вам уже выслали список московских агентств, с телефонами. Вы сможете проверить, будет интересная публикация.

В списке было 21 агентство. Но проверять мы их не стали. Действительно, ситуация на модельном рынке России неблагополучна, и то, что многие агентства фактически работают как бордели, ни для кого не секрет. Однако все дело в свободе выбора. Те, кто идет по рекламе в «Види Вичи» или покупает товар в телемагазине, понимают, с кем связались, только тогда, когда сделать уже ничего невозможно.

В любом случае сам замысел организаторов этого бизнеса заслуживает уважения: все сделано грамотно — комар носа не подточит. И теперь, когда на РТР пошел сериал «Королева красоты, или Очень трудное детство», их дела пойдут еще лучше. Факт-то реальной съемки фильма налицо.

Так что приятного просмотра.